Дао Web-дизайна

Добавлено 24.08.2007 | (X)HTML

Примечание переводчика: С переводом эпиграфов Дао-де-цзина было труднее всего. В связи с тем, что автор статьи пользовался своим английским оригиналом Дао-де-цзина, то он использовал в качестве эпиграфа те стихи и те строки из стихов, которые больше всего подходили к идее данной части статьи. Но те же самые стихи в русском переводе (сколько вариантов мне удалось найти) - не выражали той же самой мысли. То есть, сколько переводов, столько вариантов интерпретации китайского оригинала.

Вот и получилось, там, где смысл английского и русского переводов совпадал, я использовал русский перевод (с той самой библиотеки Мошкова), там же, где смысл русского перевода отличался от английского, я оставлял английский - ибо тогда непонятна была бы связь эпиграфа с текстом главы. Надеюсь, убедительное извинение?-) Впрочем, , всегда можно поменять текст на более лучший.

Познакомимся

То, чем Цзен был в 70-х годах, Дао де дзин стал в 90-х. От Пятачка и Пуха до физики и обратно - к чему только не пытались применять Дао де дзин (Дао физики), или наоборот применять что-либо к Дао де дзин (Дао Пуха). А совсем недавно меня осенило, что в веб-дизайне мало что можно понять, если не смотреть на него через призму Дао.

Даосизм - это философия, наподобие буддизма, способ жизни, бытия в мире. Свое начало она берет от текста огромной давности - Дао де дзин, чьи 81 главы таинственным образом изменяют человеческое сознание, наполняя его одной основной темой - гармонией.

В течение последних нескольких лет, в той или иной степени, моя жизнь была связана со стилевыми таблицами. Я пишу программы, учебники и руководства по ним; я ответил на миллионы вопросов о них в группах новостей и по электронной почте; я боролся за их принятие в рамках (http://www.webstandards.org/). И благодаря им я пришел к совершенно иному пониманию Web-дизайна, и осознанию прочной связи между дизайном и Дао.

Я ясно ощущаю реальный конфликт между тем Web-ом, который существует сейчас, и тем, чем он мог бы стать. Это конфликт между уже существующей медиа-средой - печатной страницей - и ее детищем - Web-ом. Пришло наконец время понять это взаимоотношение между матерью и ребенком, и дать свободу ребенку развиваться самостоятельно.

Та же старая новая медиа-среда?

"Well established hierarchies are not easily uprooted;
Closely held beliefs are not easily released;
So ritual enthralls generation after generation."

Дао де дзин; стих 38. Ритуал

Вы бы многое поняли, если бы вам посчастливилось увидеть программы первых лет развития телевидения. Телевидение в те времена очень часто рассматривалось, как "радио с картинками", и пожалуй эта метафора - достаточно точное описание. Большинство ТВ-передач следовало формату принятому на радио в те времена. Как остатки той эпохи на каждом канале любой станции мира до сих пор существуют программы типа "Добрый вечер" с многочисленными ее вариациями практически (оркестр, ведущий, который говорит в камеру и гости, сидящие в креслах), и даже те же тв-новости с серьезным ведущим в строгом костюме, зачитывающим текст по бумажке. Все это уходит в прошлое.

А вспомните о первых музыкальных клипах (ну вы же не так молоды, что бы вообще не помнить об этом). Особенно смешно выглядели музыканты, изображающие игру на инструментах. Очень захватывающее зрелище.

Когда новая среда перенимает что-то от уже существующей, кое что идет ей на пользу, но большая часть заимствований происходит бездумно, по традиции, и чаще всего это лишает новую среду свободы. С течением времени новая среда разрабатывает свои собственные правила, отбрасывая устаревшие, не имеющее смысла.

Ярким примером этого может послужить любой телефильм той ранней поры. Поскольку законы радио требовали участия рассказчика, который описывал то, что слушатели не могли видеть, в тех ранних телефильмах часто также присутствовал голос рассказчика, который описывал то, что зрители видели и так. Пример прост, но показателен. он демонстрирует то, что происходит, когда новая медиа-среда развивается на основе уже существующей на тот момент.

Web является новой средой, выросшей из издательской среды, чьи приемы, язык и правила оказывают на него огромное влияние. Более того, родительская среда часто уж слишком сильно влияет на Web. "Крутыми Web-сайтами" обычно оказываются те, где свобода Web укрощена и загнана в рамки страниц, словно они готовились для печати - своеобразная издательская верстка для Web. Проявление такого консерватизма объяснимо - от старых привычек и взглядов порой так трудно отделаться. Но пришло время двигаться дальше и осваивать Web на основании его собственных законов. Пришло время отбросить стандарты печатных страниц, и воспользоваться наконец возможностями, присущими именно Web.