Компьютерные навыки на всю жизнь

Добавлено 05.10.2007 | Якоб Нильсен

Вкратце: В школе надо обучать глубоким стратегическим компьютерным навыкам. Тому, чем нельзя овладеть, читая руководства пользователя.

Недавно я заглянул в учебник по компьютерной грамотности для третьего класса. В одной из глав (с заголовком «Большой Калькулятор») приводится подробный список команд, с помощью которых можно отформатировать таблицы с числами в Microsoft Excel. Все бы хорошо, да вот только новая версия Excel оснащена полностью переделанным пользовательским интерфейсом, в котором все традиционные команды и меню заменены на полосу кнопок с моментальным выводом результатов.

С сожалением мне пришлось сказать родителям, гордым за своего ребёнка, что знания, полученные их дочерью станут бесполезными еще до того, как она закончит третий класс.

Проблема, естественно, состоит в том, что образование слишком тесно привязано к специфическим программным продуктам. Даже если Microsoft и не переделывал бы Excel в этом году, он бы сделали бы это рано или поздно. И выход вовсе не в том, что все учебники надо обновить новой информацией о Microsoft Office 2007. В пользовательских интерфейс этих программ непременно будут внесены новые изменения еще до того, как нынешние третьеклассники станут искать работу через 10-15 лет – и даже до того, как они уйдут на пенсию в 2065 году.

Да, разумеется, нужно обучать детей навыкам, которые они уже сейчас могут применить, еще учась в школе, но гораздо важнее и ценнее обучить их более глубоким понятиям, которые будут помогать им всегда вне зависимости от изменений сделанных в том или ином ПО.

Обучение пожизненным компьютерным навыкам в школе важно еще и потому, что им даются знания, которые они не смогут приобрести самостоятельно. По мере того, как программы становятся все проще и проще, всякий через несколько лет разберется, как нарисовать график. Как пользоваться новыми функциями программ, люди сами разберутся, когда им они понадобится – при этом и мотивация будет выше. А вот в концептуальных вещах они сами не смогут разобраться, без формального образования.

Ниже я перечислю некоторые навыки, которым, по моему скромному мнению, следует обучать в начальной школе.

Поисковые стратегии

Нынешний рынок поисковых серверов через 20 лет возможно исчезнет, и уж точно изменятся за это время дизайны страниц поисковых серерверов, доминирующих сейчас на рынке. Так что незачем учить детей, как выжать из Google максимум.

При всем вышесказанном, еще большую важность в будущем приобретает общее понятие поиска, так как в будущем информации будет еще больше. В будущем по-прежнему будут оставаться важными знания о том, как формулировать хорошие поисковые запросы, как и когда реформулировать их, как можно сузить запрос, как задавать пределы запроса, как оценивать результаты выдачи, как сочетать несколько поисковых серверов различного типа. Даже несмотря на то, что специфика использования этих стратегий изменится.

Оценка информации

При мы обнаружили, что дети чаще щелкают по рекламе, чем взрослые. Очень важно научить детей распознавать различные типы рекламы, например, различать спонсорские ссылки и реальные результаты выдачи в поиске. Но надо идти и дальше. Надо обучать детей оценивать достоверность информации, найденной в Интернете. особенно нетерпеливы при работе в Интернете, и потому чаще попадаются на обман и уловки.

Лавина информации

В будущем мы будем получать еще больше электронных писем, еще больше сообщений SMS и голосовой почты по телефону, еще больше видео-звонков и сообщений, слушать еще больше подкастов, а веб-сайты станут еще более информационно насыщенными. Все это будет крутиться и вертеться в вашем офисе, дома, в дороге, в любом помещении, где вы будете находиться и на различных приборах, которыми вы будете пользоваться.

Для борьбы с этой лавиной информации люди пока , но в будущем нам понадобятся еще более изощренные трюки.

Как писать для тех, кто читает с экрана компьютера

Все более важным становится умение четко выражать свои мысли в Интернете, в офисной сети и в других интерактивных средствах общения. Глубокое исследование показало, что . Следовательно, надо обучать тому, как писать именно для Интернета, а не просто, как составлять документы.

Навыки компьютерной презентации

Хорошие ораторы знают, как , чтобы произвести впечатление на слушателей, а не вогнать их в спячку сухими столбцами цифр. Большинство деловых людей согласны с тем, что навыки составления хороших презентаций очень способствуют карьерному росту. Лишь немногие из них понимают, что нынешние презентации все больше становятся компьютерными презентациями, а следовательно одних только блестящих ораторских навыков уже не достаточно.

Многие ученики уже сейчас используют PowerPoint для представления своих учебных проектов. Надо пойти дальше простого обучения тому, как показывать слайды через проектор. Детей следует обучать тому, как сделать с помощью компьютера презентацию наиболее эффективной.

Эргономика рабочего места

Наша жизнь становится все более компьютеризированной. Туннельный синдром и «травма большого пальца» испортила жизнь немалому количеству людей. Детей следует учить тому, как следить за своим здоровьем, как организовывать рабочее место в соответствии с правилами эргономики. Все знают Правило №1: делать частые перерывы. Но этого мало. Как правильно разместить монитор на столе, какой выбрать стул, какова должна быть высота рабочего стола, где и какое разместить освещение. Многие рабочие места, которые мы наблюдали, вредны для здоровья, из-за этого у людей возникают головные боли, боли в спине и травмы суставов.

Отладка

Разумеется мы не требуем превращать учеников в программистов, но основные навыки отладки просто необходимы для выживания в нынешнем веке компьютеров. В таблице Excel в формулу может случайно вкрасться ошибка, и если человек не знает, как отыскать эту ошибку, он будет принимать решения, основываясь на неверных данных.

Тесты с пользователями и прочие основные навыки юзабилити

Точно также, как я не ожидаю, что каждый ученик должен стать программистом, я не требую, чтобы каждый из них стал специалистом по юзабилити или дизайнером интерфейсов. Но, чем больше мы работаем в интерактивной среде, тем важнее для всех нас станет понимание фундаментальных принципов юзабилити. Для образованного человека понимание таких основных понятий юзабилити как «единообразие» и «узнавание против вспоминания», станет таким же обязательным, как умение разрезать лягушку на уроке биологии.

По мере того, как все большее количество товаров становится компьютеризированным и все более сложным в управлении, людям нужно умение оценивать легкость-сложность работы с тем или иным товаром. Так они станут более подготовленными потребителями, покупающими товары, которые будут делать то, что нужно их хозяевам.

И даже если ученики никогда в своей взрослой жизни не проведут ни одного теста с участием пользователей, я считаю, что в школе они должны это сделать хотя бы раз. Проведение такого теста поможет детям оценить важность многих понятий юзабилити. Например, учитель может попросить учеников создать простой веб-сайт на какую-либо тему, а потом протестировать его на своем соседе по парте. Когда вы видите своими глазами, что ваш сосед по парте не может понять, как работать с вашим веб-сайтом, вы понимаете гораздо больше, чем при виде жирной двойки под вашим сочинением.

В книге Фрэнк Левай и Ричард Мюрнейн (Frank Levy и Richard J. Murnane) приводят три навыка, которые, по их мнению, в будущем будут важны и которые никогда нельзя будет автоматизировать или перевести в оффшор в Индию или Китай. Это умение решать задачи, понимание связей между разрозненными понятиями, умение общаться.

Те компьютерные навыки, что я привел выше, также подготовят учеников к той работе, которая ждет их в их будущем с глобальной экономикой.

Якоб Нильсен

Спонсор: престижная домработница