Евангелие от Якоба

Добавлено 24.08.2007 | Юзабилити

В данной рецензии речь пойдет о книге Якоба Нильсена "Designing web usability. The practice of simplicity". В русском переводе издательство Символ выпустило ее под названием "Веб-дизайн. Книга Якоба Нильсена".

О форме

На мой взгляд издательство Символ выбрало очень странную стратегию. Эксплуатируя успех книги "Веб-дизайн. Книга Дмитрия Кирсанова", издательство не долго думая решило повторить всю концепцию оформления. К слову сказать, . Наши же умельцы-дизайнеры, как всегда решили блеснуть яркостью мысли и особым подходом. Ради этого они совершили еще один грех: изменили название книжки.

Я понимаю, когда идеологи ЦК КПСС меняли название польской комедии "Секс-миссия" на скромное и нейтральное "Новые амазонки", но разве такое допустимо с названием технической книги? Представьте себе, вы покупаете книгу с названием "Триангуляция сингулярных полиномов в четырехмерных координатах пространства Риммана", а под обложкой оказывается популярное описание операционной системы CP/M. В оригинале книга называется "Designing web usability. The practice of simplicity". То есть по названию книги можно понять, что книга посвящена специфической, но очень важной теме: разработке удобных и простых в использовании сайтов. Согласитесь это название говорит больше, чем общее крутое название "веб-дизайн". Тем более, что каждый из нас понимает это слово по своему.

С какой спрашивается стати вообще нужно было привязывать Кирсанова к Нильсену, который о существовании Кирсанова наверное вообще и не подозревает. Этот издательский ход объясняется просто: называние этой книги перекликается с названием книги Кирсанова. Люди купятся на название и популярность первой книги, а значит книжка будет лучше продаваться. Точно такие же расчеты делают видео-пираты, торгующие на Горбушке несуществующими "Основными инстинктами-II" и "Зимними вишнями-IV".

В результате мы имеем на руках две книги "Веб-дизайн" одна от Кирсанова, а другая от Нильсена. Одна имеет черную обложку. Другая белую. Ну прямо, два "Евангелие" - Луки и Марка или "Капитала" - Карлсона и Энгельсона. Две эти книжки красиво становятся на полку, имеют одинаковую высоту и формируют приятное единство по названию и контраст по цвету обложки. Ну просто классический пример кипучей дизайнерской мысли.

Как, интересно, будет выкручиваться издательство, когда ему придется выпустить перевод второй книги Нильсена? Как они ее назовут? "Веб-дизайн. Книга Якоба Нильсена - часть II" и так до бесконечности, как сериал "Санта-Барбара"? Или кто там следующий на подходе в качестве автора следующей книги из многотомной подписной серии "Веб-дизайн"?

Внутри книга оформлена лучше, чем книга Кирсанова. Наверное потому, что книгу Кирсанова верстал сам автор, который в своем стремлении улучшить и приукрасить ее довел ее до такого вида, что местами ее становится трудно читать.

В книге Нильсена нет тех ужасающих заголовков с квадратными точками. Запутанных перекрестных ссылок с одной страницы на другую. Глупых выносок с мелкими рисунками из-за которых всю книгу пришлось сверстать с огромными пустыми полями. Но главный недостаток все-таки остался.

Как и книга Кирсанова - книга Нильсена сделана черно-белой!

В старые времена, когда боролись за экономию всего, кинорежиссерам не давали цветной дефицитной ГДР-овской пленки и убеждали их делать фильмы черно-белыми (так, дескать, лучше проявляется ваш талант, говорили им), а единственным полноцветным и страшно дорогущим журналом, отпечатанным на финской мелованной бумаге, был идеологический рупор комсомола "Ровесник". Теперь же даже самая ничтожненькая газетенка в Москве выпускается многоцветной. А нам же приходится довольствоваться черно-белой книжкой, в которой рассказывается о веб-дизайне!!

Нам предлагают рассмотреть черно-белые слепки на странице, а если нам уж очень сильно нужно порадовать глаз игрой цветов, пожалуйте на цветную вклейку. Комментарии, однако, идут только под черно-белыми картинками, так что приходится закладывать пальцами нужную страницу и носиться от комментария к иллюстрации и обратно.

Пока увидело свет только две стоящие книжки про веб-дизайн, хочется сказать издательствам на будущее: "Такие книги должны обязательно издаваться в цвете! Я понимаю все ваши объяснения о более высоких накладных расходах и возможной заоблачной цене книги в таком случае. Но это не наша, а ваша проблема. Ваша задача издать книгу полноцветной и доступной по цене. Так весь мир делает. На amazon.com я не увидел ни одной черно-белой книжки по веб-дизайну. Чем мы хуже?"